Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Владимир Алексеевич Пяст >> Биография


Владимир Алексеевич Пяст. Биография



Владимир Алексеевич Пяст

Владимир Пяст (настоящее имя Владимир Алексеевич Пестовский) [19.6(1.7).1886, Петербург — 11.1940, Подмосковье (Голицыно); похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве] — поэт, переводчик, литературный критик.

Родился в семье коллежского советника, энтомолога по образованию. По отцу Пяст принадлежал к старинному польскому роду, восходившему к королевской фамилии Пястов, что подчеркнуто в избранном им псевдониме. Имя бабушки Пяста, Анны Алексеевны Пестовской, было известно в Петербурге 1900-х благодаря ее просветительской деятельности, в частности организованной ею общественной «Читальни Пестовской», располагавшейся в том же доме, где прошло детство и юность Пяста (Литейный, 24). Высококультурная атмосфера, царившая в семье, и лит. наклонности отца, который, по воспоминаниям Пяста, «писал до сорока лет плохие русские и отличные латинские стихи, с сорока же лет писал и русские хорошие» (Автобиография. РНБ. Ф.474), рано раскрыли в Пясте разносторонние способности. 9-ти лет Пяст по собственному настоянию был определен в 12-ю Санкт-Петербургскую гимназию; учился увлеченно, отдавая предпочтение физике и математике; по окончании гимназии в 1904 был отмечен золотой медалью. В 13-летнем возрасте открыл для себя творчество Л.А. Мея (в 1922 опубликовал статью «Л.А. Мей и его поэзия»). Другим кумиром юности был Э. По. Свое 13-летие Пяст запомнил как своеобразный жизненный рубеж: «Приблизительно в это же время сложил я (и записал) первые свои стихи, которые <...> считаю и теперь вполне настоящими, так как выражали они подлинные и не слышанные ранее поэтические мысли» (Автобиография).

Знакомство с русским символизмом началось для Пяста со сборника К. Бальмонта «Горящие здания (Лирика современной души)»: «С первых же строк Бальмонт завладевает моим существом» (Автобиография). Притягательность творчества По и восхищение поэтическим мастерством Бальмонта подтолкнули Пяста к развитию в себе способностей к искусству декламации, которым страстно занимался и его отец. Вскоре самостоятельные упражнения в художественном чтении увенчались значительными личными достижениями, позволившими Пяст констатировать, что уже летом 1903 он стал «одним из первых по времени в России исполнителем стихов Э. По в переводе Бальмонта» «Ворон» и «Улялюм» (Автобиография).

В 1904 Пяст поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. На выбор специальности оказала влияние прочитанная им статья известного математика Н.В. Бугаева, отца поэта Андрея Белого («О свободе Воли»). Этот шаг во многом показателен для формировавшейся личности Пяста, которому и впоследствии была присуща эмоциональная впечатлительность, сочетающаяся со склонностью к логическому рассуждению, философии и приверженностью культу человеческой воли. Осенью того же года Пяст знакомится с 3.Н. Гиппиус, которая приглашает его бывать в ее доме, где тогда собирался весь литературно-художественный «свет» Петербурга. Поэтический дебют Пяста состоялся в шестой книге журнала «Вопросы жизни» за 1905. К этому времени он уже знаком с А. Блоком, бывает на знаменитых «средах» Вяч. Иванова, каждую встречу с которым он на протяжении многих лет воспринимал как «событие во внутреннем мире» (Автобиография); посещает вечера у Ф.К. Сологуба и В.В. Розанова. Весной 1906 Пяст слушает курс лекций в Мюнхенском университете. Несмотря на то, что с этой поездкой в Германию была связана одна из первых вспышек психического заболевания, обострение которого несколько раз в жизни приводило его к суицидным попыткам, из Мюнхена Пяст вернулся страстным поклонником западноевропейской культуры, восторженно откликался об этом периоде своей жизни, запечатлев его в стихах.

Осенью 1906 Пяст переводится на историко-филологический факультет (романо-германское отделение), который и оканчивает в 1910.

С 1906 до окончания университета Пяст принимает активное участие в «Кружке молодых» (объединение молодого поколения символистов — при университете).

В 1906 (совм. с В.П. Лачиновым) подготовил русский перевод «Электры» Г. Гофмансталя. В 1907 «Электра» была поставлена в театре В.Ф. Комиссаржевской. Весной 1909 Пяст посещает кружок под названием «Проакадемия стиха», собиравшийся на «Башне» Вяч.Иванова; с этого времени серьезно занимается теорией стихосложения.

Сосредоточенность на идеалистической философии Платона, образах философско-мистической поэзии Вл. Соловьева; противопоставление идеального мира, выраженного в мистических образах «Души Мира», «Вечной женственности», хаосу и демонизму реальной земной жизни; построение лирических циклов по принципу единого текста — все это нашло отражение в первом поэтическом сборнике Пяста «Ограда» (1909). А. Белый писал о поэтическом кредо и образе Пяста: «Очень чопорный, нервный и бледный; "несет караул перед лозунгами символизма"» (Белый А. Начало века. М., 1990. С.492). В это же время Пяст публикует статьи о В. Брюсове, А. Белом, Вяч. Иванове в «Книге о русских поэтах последнего десятилетия», вышедшей под редакцией М. Гофмана (СПб.; М. 1909).

В начале 1910 Пяст сделал перевод комедии Тирсо де Молина «Дон Хиль Зеленые штаны», который появился в печати только в 1923 в Берлине. Период 1910-12 для Пяста был отмечен дружеским и творческим общением с А. Блоком, под влиянием которого в воззрениях Пяста происходят явные сдвиги; взгляды Пяста были изложены в статье «Нечто о каноне» (Труды и дни. 1912. №1).

В 1910-х сложился круг интересов Пяста, связанный с изучениеи стихосложения, декламацией, увлечением шахматами, плаванием и исследованием оккультизма.

В 1911 в московском издательстве «Пегас» выходит его автобиографическая «Поэма в нонах», написанная в 1908. Пяст, недовольный книгой, которая была напечатана без согласования с ним, сжег почти весь тираж (др. изд.: Сирин. Сб. 2, 1913; Заветы. 1913. IX, с цензурными сокращениями).

В 1911-13 Пяст находится под сильным впечатлением от произведений А. Стриндберга. Преклонение перед талантом и личностью шведского писателя побудило его к поездке в Стокгольм в 1912, когда пришли тревожные вести о тяжелой смертельной болезни Стриндберга. Пяст, не допущенный к умирающему Стриндбергу, передал ему «привет от Блока» и свою «Поэму в нонах» с запиской: «Августу Стриндбергу, единственному, но больше не одинокому — от молодых русских поэтов». 14 июля 1912 в Териокском театре «Товарищества актеров, художников, писателей и музыкантов» на вечере памяти Стриндберга Пяст прочел доклад о творчестве этого писателя.

С весны 1913 по 1914 Пяст принимал участие в собраниях «Общества поэтов», организованных Н.В. Недоброво. Вместе с ним в это общество входили Блок, Вяч. Иванов, Ю. Верховский, А. Скалдин, Б. Садовской, А. Кондратьев и др. Конец 1913 Пяст считал «эрой своей жизни»: к этому времени относится его первое концертное выступление с чтением стихов Лермонтова. Декламация становится одной из основных форм выражения его творчества. В этой сфере он не только предпринимает попытку создать студию художественного чтения (1919), но и занимается поиском новаторских приемов декламирования (организация в 1920 вечеров «стихотворения», т.е. «"нового творения" стихов в процессе их исполнения» (Автобиография), и первых вечеров «дуэтной» декламации в 1922).

В 1914 Пяст как историк литературы проявляет интерес к эгофутуризму, читает доклады об элементах футуризма в поэзии символистов и др.

В период с 1909 по 1917 Пяст пишет стихи, впоследствии составившие вторую книгу его лирики «Львиная пасть» (Берлин; Пб.; М.: издательство 3.И. Гржебина, 1922). Почти все стихи этого сб. предварительно были напечатаны в различных периодических изданиях и альманахах («День», «Любовь к трем апельсинам», «Год войны», «Бельгийский сборник» и др.).

В 1915 Пяст был призван на фронт ратником 1-го разряда, но из-за вспышки психического заболевания вскоре был признан негодным к военной службе. Свой кратковременный опыт казарменной жизни он описал в стихотворении «В казарме (Начало войны)» (Россия в Слове. Литературное приложение к газете «Воля народа». 1917. №1). Тогда же работает над поэмой «Грозою дышащий июль», три отрывка из которой были напечатаны в «Альманахе Муз» (Пб., 1916); в своем полном объеме поэма так и не была издана.

В 1915-18 внимание Пяста заострено на политических событиях того времени; для него были характерны оборонческие настроения и союзнический пафос в годы Первой мировой войны (см. стих. «Бельгия» // Бельгийский сб. Пг., 1915; «Cui prodest». [1917-?]. РНБ. Ф.622); некоторое время поддерживал политическую программу меньшевиков; в Февральскую революцию разделял взгляды кадетов; в Октябрьскую революцию сотрудничал в газете правых эсеров «Воля народа». К этому же периоду относится работа Пяста над прозаическими произведениями — романами «Круглый год» (др. название «Чин моей жизни»), «Агнесса Кроль», «Тайные силы», «Эпилог», «Рукопись Хляби-на» — все они остались неопубликованными.

Октябрьскую революцию Пяста воспринял категорически отрицательно. Так же непримиримо относился к литераторам, так или иначе поддержавшим большевистский переворот, поэтому после выхода в свет поэмы «Двенадцать» порвал отношения с Блоком до весны 1921, когда им удается восстановить дружеский контакт.

В годы Гражданской войны Пяст живет в одной из комнат петербургского Дома искусств. После Октября сотрудничает в Институте живого слова, в издательстве «Всемирная литература», где редактирует сочинения Стриндберга.

В 1920-е Пяст работает как журналист и переводчик; в 1922 выходит его «Третья книга лирики» (Берлин; Пг.; М.); в 1926 издана хрестоматия «Современный декламатор», составленная Пястом совместно с Н.Омельянович (М.; Л.); продолжает заниматься стиховедением и в конце 1920-х пишет книгу «Современное стиховедение. Ритмика» (Л., 1931). Этот труд представляет собой подробный свод и анализ практически всех форм русского стиха, обзор теоретических работ по стиховедению и полемику с их авторами (А. Белым, В. Жирмунским, Б. Томашевским, Г. Шенгели), а также содержит практический курс для начинающих поэтов.

В 1926 Пяст переехал жить в Москву. В 1929 выходят в свет его мемуары — «Встречи» (М.) где Пяст подробно описывает свой путь в литературе.

В февр. 1930 Пяст был репрессирован и сослан сначала в Архангельск, а затем в г. Кадников (Вологодская обл.) сроком на 3 года. По воспоминаниям О.В. Синакевич, познакомившейся с ним в Кадникове, Пяст «на вопрос, как он попал в ссылку, <...> отвечал обычно: Был у приятеля на именинах, во время чаепития пришли чекисты, произвели обыск и забрали — и именинника, и гостей: "неразрешенное собрание"...» (РНБ. Ф. 163).

В 1933 сослан в Одессу; здесь он женился на К.И. Стояновой.

В 1936 вернулся в Москву.

Пяст, в течение всей жизни считавшийся «последним! воинствующим символистом», перед смертью, наступившей от заболевания раком, написал: «К символистам я не принадлежу, а я без направления модернист, считающий себя импрессионистом, а следовательно, реалистом» (Фоогд-Стоянова Т. Восемнадцать писем В.А. Пяста. Studi in onore di Ettore Lo Gatto e Giovanni Maver. Roma, 1962. S.696).


Е.Р. Обатнина

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я.

Стихотворения поэта
  1. Одетая солнцем опушка
  2. Здравствуй, желанная дочь
  3. Весь Ваш внутренний мир я люблю
  4. Дома
  5. Реквием юности
  6. Вновь
  7. В этот первый вечер отсветом румяным
  8. Я так тебя любил, что даже ангел строгий
  9. До сих пор
  10. Пойми: ты вся моя, я твой

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 8052





Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия