Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Тимофей Максимович Белозёров >> Биография


Тимофей Максимович Белозёров. Биография



Тимофей Максимович Белозёров [23.12. 1929, село Камыши Куртамышского района Курганской области — 15.2.1986, Омск] — детский поэт.

Родился в многодетной крестьянской семье, в 5-летнем возрасте лишился матери. В годы коллективизации семья подверглась репрессиям. Отец был арестован, впоследствии реабилитирован. После освобождения отец с младшим сыном Тимофеем переехал сначала в Усть-Каменогорск и Лениногорск, затем в Омскую область. В селе Старо-Карасук Омской области Белозёров закончил 7-летнюю школу. Очень хотел учиться, но продолжать образование не было возможности. Чтобы заработать средства к существованию, был столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем по найму.

С 1948 по 1952 учился в Омском речном училище, затем работал мастером на судоремонтных заводах в Барнауле, Омске. Первая публикация стихов — в журнале «Алтай» (1954).

В 1957 издает в Омском книжном издательстве первый сборник стихов для детей «На нашей реке». Тема сибирской природы, труда, связанного с ее освоением, стала основной в творчестве Белозёрова, давая ему возможность быть одинаково внятным и для детей, и для взрослых.

С 1957 по 1963 учился на заочном отделении Литературного института им. Горького, в 1962 стал членом СП СССР. После окончания Литературного института занимается литературным творчеством, сочетая его с широкой общественной деятельностью: с 1965 по 1967 был депутатом Омского горсовета, с 1967 по 1970 — уполномоченный Литфонда СССР по Омской области, в течение многих лет он член бюро Омской писательской организации.

В декабре 1980 участвовал в работе V съезда писателей РСФСР. Наиболее важными для себя занятиями считал общение с детьми, с творческой молодежью. Будучи редактором детских и литературных передач на Омской студии телевидения, а также литературным консультантом при областной газете «Омская правда», вел семинары с начинающими поэтами — детьми и взрослыми, о которых последние вспоминают с глубокой благодарностью. Постоянными были выступления в школах, пионерских лагерях, детских домах, дворцах пионеров. Своим пониманием детства, детской психологии Белозёров делился с будущими педагогами — студентами педучилищ, пединститута.

Творческий путь Белозёрова можно разделить на два периода: 2-я половина 1950-х — 1960-е и 1970-80-е. 1960-е были для поэта периодом интенсивных творческих исканий: от ученичества и подражания (К. Чуковскому, С. Михалкову, А. Барто — в детской поэзии) — к обретению собственной стилевой манеры в диалоге с близким ему почвенным направлением русской поэзии, где особенно значимыми для Белозёрова именами были И. Суриков, И. Никитин, И. Бунин, С. Есенин, а среди современников — те, кого критики отнесли к лагерю «тихих» (В. Соколов, Н. Рубцов и др. ) Дидактическое начало, проявившееся в первых сборниках поэта («Весна», 1958; «Моим друзьям», 1963), очень быстро было осознано Белозёровым как чужеродное для его нравственно-эстетической позиции. Для умного поучения, так необходимого детству, были найдены иные худож. способы выражения — использован опыт, фольклор.

В сборниках 1960-х («Огородный Подрастай», 1962; «Таежный светофор», 1968; «Орешки», 1968 и др.), помимо жанровых и пейзажных зарисовок, были включены жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, загадки, бесконечки, небылицы и т.д., к которым в дальнейшем поэт обращался неоднократно. Возможности развития детской наблюдательности, воображения поэт реализовал в игре со словами и понятиями, в звуковых повторах, ассоциациях, в неожиданных сравнениях и метафорах. Однако игровое начало не стало ведущим в его лирике, настоянной, прежде всего, на достоверной правде обыденного. Метафора, сравнение у Белозёрова, даже самое необычное, «не сближение далековатостей» (О. Седакова), а сопоставление двух жизненных наблюдений, поражающих реальностью сходства: «В станок из бревен, в землю врытых, / Пастух заводит жеребца. / И, как воробушек, копыто / Дрожит в руке у кузнеца» («Кузнец»); «День прошумел сухим горячим сеном / Меж пальцев грабель, / Меж трезубца вил» («Вечер»).

В 1970-80-е ведущим жанром в творчестве Белозёрова становится лаконичная пейзажная зарисовка. Критика отмечает тяготение Белозёрова «к акварельному эскизу, миниатюре, наброску» (С. Поварцов), вбирающим темы сибирской природы, малой родины, детства, гармоничной жизни в социуме, обеспеченной патриархальным бытовым укладом, крестьянским трудом. В центральных издательствах «Детская литература», «Малыш», а также в различных региональных издательствах страны (Новосибирске, Омске, Свердловске, Барнауле, Алма-Ате, Перми и др.) выходят лучшие стихотворные сборник поэта («Кладовая ветра», 1970; «Зимушка-зима», 1974; «Волшебный посошок», 1977; «Жаворонок», 1978; «Журавкин праздник», 1980; «Лебедушка», 1986, и др.), получившие высокую оценку критиков и читателей. Всего поэтом было издано при жизни 54 книги, подборки его стихотворений, рассказов, сказок регулярно печатались в журналах «Огонек», «Урал», «Нева», «Сибирские огни», «Простор», «Земля сибирская, дальневосточная», «Сибирские огни», «Пионер», «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Книга «Журавкин праздник» экспонировалась в 1981 на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Стихотворения Белозёрова вошли в хрестоматии для детского чтения, серийные издания. Ряд стихотворений Белозёрова положен на музыку омским композитором Г. Пантюковым.

О творчестве Белозёрова высоко отзывались многие известные детские поэты, писатели: Е. Благинина, Ю. Коринец, С. Баруздин, А. Барто, И. Токмакова, Я. Аким, В. Берестов и др., отмечая некую «пограничность» мироощущения сибирского поэта, которая проявилась в органическом сочетании детскости видения мира, обеспеченной живой, памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким знанием реального мира, что и определяет своеобразие творчества Белозёрова, занявшего нишу между «взрослой» и детской поэзией.


Л.В. Деменкова
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Осень
  2. Сентябрь
  3. В зимнем лесу
  4. Утро
  5. Зимнее утро
  6. Дождь
  7. Бабушка
  8. Речная сказка
  9. Туман
  10. Спор

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 7841





Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия