Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Василий Иванович Лебедев-Кумач >> Биография


Василий Иванович Лебедев-Кумач. Биография



Василий Иванович Лебедев-Кумач (настоящая фамилия Лебедев) [27.7(8.8).1898, Москва — 20.2.1949, Москва] — поэт. Родился в семье мастерового. Отец умер, когда сын учился в 3-м классе городского училища; во время учебы Лебедев-Кумач в гимназии на фронте Первой мировой войны погиб старший брат. Недоучившийся гимназист стал репетитором — давал уроки по русскому языку и латыни; окончил гимназию с золотой медалью; поступил на историко-филологический факультет Московского университета, однако средств на продолжение образования не было. Лебедев-Кумач работал в отделе клубов Московского центрального рабочего кооператива, заведующим районной библиотекой.

С детства любил книгу, сам писал стихи, в 1916 пробовал написать песню. Впервые стихи опубликовал в 1916 в «Ежемесячном журнале», затем печатал стихи, фельетоны, рассказы в газете «Беднота» и красноармейской печати.

В 1918 становится сотрудником «Агит-РОСТА», пишет лозунги, фельетоны, частушки.

С 1922 сотрудничал в газете «Гудок», журнал «Красноармеец», стал одним из организаторов и активных сотрудников «Рабочей газеты» и журнал «Крокодил» (член редколлегии в 1922-24).

В 1923 издает книгу «Как мужик у всех в долгу остался и как потом со всеми рассчитался», затем публикует сборник юмора и сатиры на современные темы «Чаинки на блюдце» (1925), «Со всех волостей» (1926), «Печальные улыбки» (1927) и др.

В 1927 издает сборник для детей «Петина лавка».

В конце 1920-х — начале 1930-х пишет стихи и обозрения для театров.

В 1934 М. Горький с трибуны I съезда советских писателей призвал поэтов «создать песни — новые, которых не имеет мир, но которые он должен иметь» (Горький М. СС: в 30 т. М., 1954. Т.27. С.350); в первых рядах песенников был Лебедев-Кумач.

Уже в 1934 он написал сразу же ставший популярным «Марш веселых ребят». «Для нас, пишущих песни, успех Лебедева-Кумача был неожиданным и ошеломляющим»,— вспоминал А. Сурков (Литературная газета. 1941. 30 марта). Лебедев-Кумач работает для кино, пишет песни для кинофильмов «Веселые ребята» (1934), «Цирк», «Дети капитана Гранта» (оба — 1936), «Волга-Волга» (1937) и др. Всенародное признание получают песни Лебедев-Кумач «Марш веселых ребят», «Как хорошо на свете жить», «Песня о Родине», «Песня трактористов», «Песня о Волге», «Веселый ветер», «Москва майская», «Идем, идем, веселые подруги», «Спортивный марш», «Молодежная».

Опираясь на традиции русских поэтов XIX века, пролетарской поэзии, В. Маяковского и Д. Бедного, Лебедев-Кумач вносит много нового в поэтику песенного жанра: массовость адресата, прямые обращения к слушателю, разговорный язык, ораторские интонации. Важным компонентом песен стала их афористичность. Лебедев-Кумач умел находить четкие поэтические строки, которые сразу запоминались и входили в народное сознание: «Нам песня строить и жить помогает», «Как невесту, Родину мы любим, бережем, как ласковую мать», «Ведь мы такими родились на свете, что не сдаемся нигде и никогда», «Ты не бойся ни жары и ни холода, закаляйся, как сталь!», «Кто ищет — тот всегда найдет!» Песен было написано много, сразу же вошедших в народный обиход; по замечанию А.Суркова, лишь «Марш веселых ребят» и «Песня о Родине» делают «литературный труд Лебедева-Кумача историческим» (Сурков А. Голоса времени. М., 1965. С 347).

Мелодии И. Дунаевского и других композиторов придавали песням Лебедев-Кумача небывалую популярность.

В 1937 в Лондоне Конгресс мира и дружбы с СССР закончился под пение на разных языках «Марша веселых ребят». А. Фадеев свидетельствовал после посещения Чехословакии в 1938: «Весь поезд пел советские песни. Тут были и "Москва моя...", и марш из "Веселых ребят". Антифашистские рабочие, чехи и немцы, пели на своих языках почти все песни Лебедева-Кумача и Дунаевского» (Литературная газета. 1938. 5 августа). Кинофильм «Веселые ребята» был популярен в предвоенном Париже, и одна из частей французской армии шла после начала войны с Германией к линии фронта под звуки песни из фильма. В далекой Индии Николай Рерих занес тогда в дневник: «"Широка страна моя родная... Молодым везде у нас дорога... Как невесту, Родину мы любим, бережем, как ласковую мать". Весь мир облетела ласковая песня» (Известия. 1988. 21 сентября). «Вот эта песня — по мне»,— сказал Ф.И. Шаляпин, услышав «Песню о Родине» (Сараева-Бондарь А. Дунаевский в Ленинграде. 1985. С.115). Профессор Лондонской академии музыки Алан Буш назвал «Песню о Родине» «одной из самых великих песен, когда-либо созданных» (Там же. С.114).

В 1938 Лебедев-Кумач издает «Книгу песен», в 1939 стихи для детей «Про умных зверюшек», а также сборник, подытоживающий работу автора в различных жанрах,— «Лирика. Сатира. Фельетоны».

Через день после начала Великой Отечественной войны газеты «Известия» опубликовала стиховторение Лебедев-Кумача «Священная война». В этот же день композитор А.В. Александров написал музыку к этим строкам. Сын композитора вспоминает: «Ночью вызвали артистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроем, с интонациями клича, зова была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты порой от спазм, сжимающих горло, не могли петь и играть...» (Музы вели в бой. М., 1985. С.20-21). Впервые песня «Священная война» была исполнена тогда же, на Белорусском вокзале в Москве, она провожала бойцов на фронт: «Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, сундуках, чемоданах, дымили махоркой, у каждого своя дума... Но вот — первые такты песни... Весь вокзал словно замер... слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий. Все!» (Сидоровский Л.— С.2).

Песня «Священная война» сразу же стала заглавной песней Великой Отечественной войны. «В поэзии еще не было примера, чтобы поэт так властно обращался ко всей "огромной стране" с призывом подняться на величайший подвиг» (Данилин Ю.— С.192). «...Песня — это прежде всего взволнованная речь»,— говорил Лебедев-Кумач (Когда пушки гремели. 1941-1945. М., 1973. С.90), такой «взволнованной речью» и явилась «Священная война». В лаконизме эмоциональной лирики была выражена энергия всенародного сопротивления беспощадному врагу. Лирическая страстность сочеталась с эпической торжественностью. Создание песни «Священная война» — великий гражданский подвиг ее авторов. Характерно, что первые такты именно этой песни стали позывными борющейся страны — ими советское радио каждый день в 6 часов утра начинало свои передачи. Песня и непосредственно участвовала в боях, когда мощный радиоприемник приносил ее на передовую. «Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями»,— вспоминал фронтовик (Когда пушки гремели.— С.91). В годы войны были написаны и другие песни Лебедев-Кумач: «Морская гвардия», «Незримая рана» (обе — 1942), «Только на фронте», «Два друга» (обе — 1943). Во время наступления наших войск в районе Смоленска в бой был двинут и духовой оркестр — так вступила в сражение с врагом песня «Два друга». Принимали участие в войне и предвоенные песни Лебедев-Кумач: «Чайка», «Песня о Родине», «Москва майская» и др.

Во время войны Лебедев-Кумач неустанно работал также как автор плакатов в «Окнах ТАСС», массовыми тиражами печатались почтовые открытки с его стихами.

В послевоенные годы популярными становятся песни Лебедев-Кумач «На лодке», «Закаляйся!» (обе — 1947). Творческую деятельность Лебедев-Кумач сочетал с многогранной общественной работой — член президиума правления СП СССР, депутат Верховного Совета РСФСР и Моссовета. Но и его жизнь не была безоблачной, раздавалась резкая критика и в его адрес (Новый мир. 1948. №4. С.203).

Измученный тяжелой болезнью, прикованный к постели, поэт не переставал думать о завтрашнем творческом дне, его отличительными чертами оставались «неутомимая энергия, вечная забота о том, чтобы вовремя удовлетворить запрос газет и эстрады, выполнить заказ народа и выполнить приказ сердца...» (Васильев С. С песней наперевес // Лебедев-Кумач В. Избранное. М., 1984. С.11).


В.А. Шошин
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Священная война
  2. Наш бюджет
  3. Закаляйся!
  4. Весенняя
  5. Пора домой, на море!
  6. Только на фронте
  7. Бей, барабан!
  8. Как яблонь цвет - краса твоя
  9. Лунный вальс
  10. Я на подвиг тебя провожала

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 5205





Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия