Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений

Русская поэзия >> Евдокия Аполлоновна Нагродская >> Биография


Евдокия Аполлоновна Нагродская. Биография



Евдокия Аполлоновна Нагродская

Евдокия Аполлоновна Нагродская [1866, Петербург — 1.5.1930, Париж] — поэтесса, прозаик.

Дочь гражданской жены Н.А. Некрасова А.Я. Панаевой, сторонницы женской эмансипации, и секретаря журнала «Современник» А.Ф. Головачева. Получила хорошее образование в петербургской школе Страннолюбских и в петербургском частном пансионе М.П. Спешневой — М.Д. Дурново. Пробовала свои силы на сцене.

В 1882 вышла замуж за князя Бек-Мелик-Тангиева, прапорщика Кавказской милиции (этой фамилией подписаны все ранние произведения).

В январе 1888, овдовев, с двумя детьми возвратилась в Петербург, где поселилась с матерью. В это время состоялся ее литературный дебют — рассказ «Рождественский подарок», появившийся в святочном номере (Звезда. 1889. Янв.). Однако ради заработка Нагродская вынуждена была заняться поденным литературным трудом: в 1890-е из-под ее пера выходят детективы с ловко закрученной интригой, печатающиеся с продолжением из номера в номер в газете «Свет»: «Черное дело» (1889. 21-30 июня), «Мертвая петля» (1889. 16 сент.-7 окт.), «Петербургские тайны» (1890.14 июня-10 июля) и «дамские» повести об одиночестве, непонимании, иллюзорности счастья на страницах толстых журналов: «Потерянное счастье» (Живописное обозрение. 1892. №16), «Розы», «Под ивами» (Север. 1892. №19,32). Свою тему в литературе Нагродская нашла лишь в романе «Дочь дьявола» (Современный мир: еженедельное приложение 1894. №1-10), где создается образ загадочной и роковой женщины, оказывающейся в финале воплощенной добродетелью.

22 январе 1896 Нагродская обвенчалась с В.А. Нагродским, служившим на Владикавказской железной дороге, а с 1911 преподававшим в петербургском Институте путей сообщения.

Ее дебют под новой фамилией после почти 10-летнего молчания — роман «Гнев Диониса» (СПб., 1910). Он принес писательнице широкую известность среди читающей публики, выдержав почти 10 изданий, и скептические отзывы критики. Концепции Ф. Ницше (человек-артист, аполлоническое и дионисийское начала), О. Вейнингера (проблема пола и характера) и Вяч. Иванова (русская трактовка дионисийства), травестированные в романе, появившемся как раз в год «кризиса символизма», — яркое свидетельство того, что философская проблематика и стилистика русского модернизма стала достоянием эпигонов и полубульварной литературы.

К.И. Чуковский, обозревая «верхи» и «низы» «текущей словесности» за 1911, определил место Нагродской в литературной иерархии: «...поклонники <...> г-жи Нагродской только презрительно фыркнут, прочитав творения Ремизова. И это не разница вкусов, это разница социальных положений» (Чуковский К. СС: в 6 т. Т.6. М., 1969. С.412).

Ницшеанские мотивы и тема однополой любви получили продолжение в романе «У бронзовой двери» (1913), в центре которого — фигура молодого музыканта, доводящего своего интимного друга до самоубийства. Скандал, разгоревшийся по поводу запрещения и конфискации тиража первого выпуска в 1911, в котором автор принимала самое активное участие, явился одним из способов привлечь интерес публики. В серии романов 1910-х Евдокия Нагродская ищет новые модные темы и ракурсы: в романе «Борьба микробов» (1913) это законы естественного отбора, спроецированные на человеческие взаимоотношения, визионерская практика в мистическом романе «Белая колоннада» (1914) и спиритизм в «Злых духах»(1915). В сборниках рассказов 1913, 1915, 1917 Нагродская продолжает заявленную в романе «Гнев Диониса» женскую тему: поиски женских путей самопознания и самовыражения, а также внимание к «странным» женским жизненным сценариям. Салон Нагродской — ее квартира на набережной Мойки, около Синего моста,— описан в повести М. Кузмина «Плавающие — путешествующие», в мемуарах «Петербургские зимы» Г. Иванова и в воспоминаниях Р. Ивнева. Нагродская являлась фактическим издателем журнала «Петербургские вечера», на страницах которого появлялись и ее произведения.

В октябре 1918 Нагродская эмигрировала во Францию, где продолжала заниматься литературным трудом (романы «Правда о семье моей жены», 1922; «Записки Романа Васильевича», 1922). Лучшим, по мнению критики, считается трилогия «Река времен» (1924-26), где нашла отражение тема масонства как духовного самосовершенствования.

Однако и в эмигрантский период Г. Струве относит творчество Нагродской к дамской, «более или менее бульварной» беллетристике, указывая, что ее романы выходили главным образом в Риге; вероятно, на них «был тайный спрос и в Советском Союзе» (Струве Г.— С.96). В Париже Евдокия Нагродская и ее муж — члены масонских лож (см.: Берберова Н. Люди и ложи. Нью-Йорк, 1986), Нагродская занимается написанием труда по герметической философии.


О.А. Кузнецова
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2.

Стихотворения поэта
  1. Синематограф
  2. О, молчи! Не нарушай словами
  3. В мягком сумраке весеннем
  4. На кровавом зареве заката
  5. Над зубчатым гор карнизом
  6. Фреска по карнизу

Стихотворения поэта по темам


Количество обращений к поэту: 4804





Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия